МАК начал практические эксперименты

В рамках расследования катастрофы самолета «Як-42» в Ярославле был выполнен первый полёт, имитировавший действия пилотов. Как сообщают в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), эксперимент проводился без воздействия на самолёт дополнительной тормозящей силы. Однако, уже на втором этапе расследования, пилотам предстоит сделать невозможное — самолёт придется разгонять буквально на тормозах.

«После посадки самолёта специалисты приступили к первоначальной обработке зафиксированных данных средств объективного контроля, для сравнения испытательного и аварийного полётов», — говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета.
Ранее сообщалось, что в ходе натурного эксперимента планируется выполнить штатный взлёт с повторением действий экипажа в аварийном полёте, но без создания дополнительной тормозящей силы. Таким образом, на первом, относительно простом, этапе пилоты просто подняли машину в воздух.
Второй этап, как признаются сами испытатели, будет непростым даже для них, поскольку подобных манипуляций никому и никогда ещё производить не доводилось — самолёт придется разгонять буквально «на тормозах». Как рассказали участники эксперимента, одному из лётчиков – лётчику-испытателю ОКБ им. Яовлева, поручено увеличивать режим работы двигателей, разгоняя машину на полосе и одновременно поднимать руль высоты, чтобы задрать вверх её нос. В это же время, его напарник из ЛИИ, будет сдерживать разгон самолёта и вынуждать его клевать носом вниз, с помощью тормозной педали.
Сложность предстоящей задачи заключается в том, что два лётчика должны с точностью до долей секунды определить момент прекращения эксперимента и начать совместное экстренное торможение.
В настоящий момент, среди предположений о причинах катастрофы, по сути, осталось одно — о том, что нормальному взлёту препятствовало торможение, предпринятое одним из летчиков уже после старта. «Пилот, как говорят эксперты, даже не тормозил в прямом смысле этого слова, а, скорее всего, неосознанно притормаживал, положив ногу на соответствующую педаль, возможно, приняв ее за расположенную рядом жесткую опору для ступни».
В частности, специалисты считают, что «Як-42» набирал скорость в штатном режиме, однако тормозное усилие, на колесах шасси, заставило самолёт «клевать носом», не позволяя лётчикам задрать его вверх для взлёта. В результате, пилотам пришлось переложить руль высоты на кабрирование и резко потянуть штурвал на себя, поэтому лайнер оторвался от земли лишь через 500 м после конца ВПП. Когда «Як-42» все-таки взлетел, перетянутый штурвал мгновенно дал о себе знать: самолёт не недобрал, как сообщалось ранее, а «перебрал» высоту при взлёте и свалился в «штопор».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.